В связи с повышением цены на проезд в общественном транспорте не раз всплывала новость про Эстонию, где с 1 июля общественный транспорт официально становится бесплатным. Значит у городов есть такое право - они могут им воспользоваться или нет.
Как обстоит дело в реальности. Сейчас у меня гостит подруга из Эстонии, она живет в городе Тарту, где проезд все еще платный. Обычный билет на общественный транспорт там стоит 80 евроцентов, билет для учащегося - 40 евроцентов. На наши деньги это примерно 60 рублей и 30 рублей. Тарту - небольшой город, около 100 тысяч населения.
В Таллине введен бесплатный проезд, но только для таллинцев. У жителей Эстонии есть транспортные карты, они сообщают водителю, является ли пассажир таллинцем или нет. Если нет, то дневной билет стоит 3 евро, одноразовый - 1,5 евро (225 рублей и 112 рублей).
Средняя зарплата в Тарту (согласно данным из интернета) - около 900 евро, в Таллине - 1 тысяча евро. Пенсия примерно 400 евро. Можно подробнее узнать о ценах в Эстонии, перейдя по ссылке.
Кроме того, в Эстонии существует система, при которой муниципалитет вводит бесплатные автобусные рейсы на направлениях, которые не хотят брать частники (из-за их низкой окупаемости). Поэтому во многие места можно доехать бесплатно, если поискать муниципальные маршруты.
Напомню, что у нас эта проблема решается так - тем перевозчикам, кто выиграл выгодные рейсы навязывается по несколько невыгодных, типа в нагрузку.