Вы здесь

26 апреля 2018 - 17:45 Просмотров: 498

Чьей добычей станут закрытые прокуратурой торговые центры

В Саратовской области, как и по всей стране, прокуратура проводит кампанию по проверке торговых центров на предмет пожарной безопасности и закрытию тех из них, которые «представляют угрозу» безопасности посетителей. При всей необходимости этих мер есть несколько моментов, которые не могут не настораживать.

Во-первых, подобная кампанейщина, как правило, приводит к тому, что под зачистку попадают и правые, и виноватые, а контролирующие органы после того, как внимание к проблеме угасает, спускают тему на тормозах. Именно поэтому трагедия в «Зимней вишне» стала не первой и, очевидно, не последней в ряду подобных печальных событий.

Во-вторых, массовое закрытие торговых центров - это удар по налогооблагаемой базе и, соответственно, по доходам региональных бюджетов, а также дополнительный фактор социальной напряженности, так как предпринимателей, арендующих площади в ТЦ в буквальном смысле выгоняют на улицу.

В-третьих, контролеры борются, скорее со следствием, нежели с причиной проблемы. В Саратовской области, например, никто не говорит о том, как надзирающие органы вообще допустили наличие вопиющих нарушений, которые возникли не сегодня и не вчера, и, по всей видимости, выявлялись не единожды в ходе очередных проверок того же Госпожнадзора. Однако вопросы представителям МЧС (управление ведомства возглавляет в области брат губернатора Игорь Качев) не адресуются, хотя после красочных фотографий журналиста Елены Налимовой из ТЦ «Мир», где за пожарным выходом находится коридор, перекрываемый глухой стеной, все должно быть понятно. Понятно: кто, кому и примерно сколько дал в лапу.

Помимо уже озвученного экономического ущерба и социальной напряженности кампания по закрытию торговых центров может иметь еще одно последствие, которое нам особенно интересно, - передел рынка ТЦ, их переход из рук одних собственников в другие.

Основанием для таких предположений явилась статистика, отражающая усилия ревизоров по закрытию ТЦ:

- В Ставропольском крае по материалам прокурорских проверок приостановлена деятельность 20 объектов;

- В Пензенской, Рязанской, Сахалинской и Астраханской областях, Чувашской Республике и Республике Коми, Забайкальском, Ставропольском и Хабаровском крае прокурорами внесено почти 1600 представлений; в суды направлено 127 заявлений, в том числе с требованием приостановки деятельности ТЦ.

- В Москве оказались закрыты только детский комплекс «Персей», ТЦ «Серебряный дом» и Усачевский рынок. Прокуратура направила в суды заявления о приостановлении деятельности еще по 10 объектам столицы.

- В Тольятти не принимают посетителей ТЦ «Каретный двор» и «Кольцо», закрытия еще 15 объектов в Самарской области прокуратура добивается в суде.

- В Пермском крае прокуроры через суд требуют приостановления деятельности 16 объектов, при этом половина из них уже не работают.

- В Ульяновске закроют ТЦ «Капиталъ», «Континент», «Олимп» и «Строительный рынок», части «Сити», развлекательного клуба «Шипр», они присоединятся к уже не функционирующим - «Кристаллу», «Солнышку», пяти детским игровым зонам и Театру кукол.

- В Ростовской области (там выявлено более 4 тысяч нарушений) прекращена работа 30 (!) торговых центров, а многие лишь ожидают своей очереди.

- В Саратове закрыты ТЦ «Арена»; «Детский мир», включая ресторан «Макдоналдс» и магазин «Магнит»; кинотеатр «Синема 5» в ТЦ «Сити Молл», под вопросом оказалась работа ТЦ «Манеж», где уже побывали судебные приставы, а в Энгельсе закрыт ТЦ «Олимп», одновременно прокуратура обратилась с исками в суд о закрытии еще 24 ТРЦ.

Что касается убытков, которые терпят предприниматели, то, например, в Ульяновске каждый день простоя ТЦ обходится собственнику в 900 тысяч рублей. Дневной оборот успешного районного торгового центра в Москве и Подмосковье составляет примерно 20-30 миллионов рублей. Исходя из этих данных, его владельцы в случае приостановки работы ежедневно могут терять 2-3 миллиона рублей.

Если сравнивать усилия по закрытию «опасных» объектов столичных ревизоров и провинциальных, то окажется, что первые значительно отстают от своих коллег в регионах. Например, количество закрытых ростовских ТЦ в разы превышает число московских. При этом легенд о принципиальности и неподкупности сотрудников МЧС и прочих проверяющих, работающих в Первопрестольной, пока не слагают. В результате закрадываются нехорошие мысли о целенаправленном характере и намеренной зачистке крупных объектов торговли в провинции и грядущем переделе собственности, который будет неизбежен из-за неминуемой череды банкротств владельцев пожароопасных центров. Возникает вопрос: не придут ли в регионы оборотистые москвичи, избежавшие мер прокурорского реагирования, чтобы взять то, что плохо лежит по бросовой цене? Так ли это - мы с вами, наверное, скоро узнаем.

Статьи