Вы здесь

Общественник
01 октября 2019 - 11:14 Просмотров: 166

О мусорном коллапсе в Пугачеве

Пугачев утопает в мусоре. Жители возмущаются и, естественно, предъявляют претензии исполнительной власти в лице чиновников районной администрации. Последние разводят руками и кивают на регионального оператора АО «Управление отходами», который нашу местную власть, и жителей вместе с нею, фактически посылает по известному адресу. Руководство АО «Управление отходами» игнорирует все вопросы и письма администрации Пугачевского района.

Еще в ноябре прошлого года по всем муниципалитетам были разосланы письма, в которых районным администрациям предписывалось самостоятельно принять решение о том, как и куда вывозить мусор - ветки, обрезки, смёт, листву и все то, что пугачевцы в огромном количестве стаскивают к мусорным бакам. Однако это, по мнению федерального оператора и законодателей, не является продуктами жизнедеятельности, а лукаво относится к продуктам благоустройства. «Управление отходами», ссылаясь на федеральное законодательство и верительные грамоты, полученные от региональной исполнительной власти, заявляет, что подписывалось только на бытовой мусор. А ведь скоро зима! И кучи у контейнеров, которые уже кое-где занимают до половины проезжей части, завалит снегом и ни одна снегоуборочная техника потом эти груды не сдвинет с места. А это к мусорному, плюс еще и дорожно-транспортный коллапс.

Не только в Пугачевском, но и в других районах эта проблема не решена. Ведь создание отдельного полигона для горючих отходов с последующей их утилизацией, является неподъемной задачей для муниципальных бюджетов. По сути, исполнительную районную власть толкают на нарушение закона. В любом случае выбор главе района предстоит непривлекательный - либо статья, либо на вилы. Хочется поинтересоваться у региональных подписантов и начинателей «мусорной реформы»: кто-то прогнозировал сложившуюся на сегодняшний день ситуацию? Или так срочно нужно было отпустить муниципалитеты, как засидевшихся невест, в свободное мусорное плавание, что никто не задумывался, какова структура мусора в сельских районах, частных домовладениях и, что является продуктами жизнедеятельности?

А ведь как хорошо все начиналось! Реформа стартовала в 2014 году с революционных изменений законодательства. Появилась определенность с правом собственности на ТКО. Средства, которые платило население за вывоз мусора управляющим компаниям, «окрасили» и вывели в отдельный финансовый поток. Появились долгосрочные инструменты планирования - территориальные схемы и договоры с региональными операторами, срок действия которых превысил 10 лет. Принципиально поменялась тарифная политика: субъекты РФ получили право утверждать инвестиционную составляющую, стимулируя строительство перерабатывающих мощностей. Федеральные органы власти смогли утверждать правила обращения с отходами, запрещать захоронение тех, которые содержат полезные компоненты. Были восстановлены такие инструменты управления, как требования к объектам по обращению с отходами, лицензирование деятельности, полноценный институт государственной экологической экспертизы. Наконец, был запущен инструмент «расширенной ответственности производителя», который должен был стать основным источником финансирования капиталоемких проектов по строительству «мусорных кластеров» - предприятий полного цикла, работающих с ТКО. А указ президента о создании публично-правовой компании «Российский экологический оператор» завершил формальное выстраивание управляющей вертикали, определив ответственных лиц на каждом из уровней принятия решений.

Реальность оказалась иной. Главной бедой «мусорной реформы» стало отсутствие на федеральном уровне профессиональной проектной команды, имеющей права, полномочия и ресурсы для ее воплощения в жизнь. А главное - компетенции и желания работать «по локоть в нечистотах». Федеральный центр утратил связь с регионами. Проверки, проведенные Генеральной прокуратурой, аппаратом правительства, Счетной палатой в один голос твердят одно и то же: ситуацию в субъектах Федерации должным образом никто не анализирует, не контролирует и не корректирует. Руководство «мусорной реформой » не ведется. В условиях «правового вакуума» регионы занимаются самодеятельностью.

Так, в Саратовской области региональное министерство природных ресурсов и экологии подало в суд на АО «Управление отходами». Чиновники заявили, что фактическая стоимость мусороперерабатывающего комплекса в Балакове гораздо ниже заявленной регоператором. После многочисленных жалоб жителей сотрудники региональной прокуратуры организовали проверку деятельности филиала АО «Управление отходами». По материалам этой проверки следственными органами возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Материалы были направлены в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовной ответственности виновных лиц. Пугачевская межрайонная прокуратура по обращениям граждан провела проверку соблюдения законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги. По результатам прокуратурой в адрес директора филиал АО «Управление отходами» внесены представления об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которых, гражданам произведен перерасчет.

Дошло до того, что депутат Госдумы Николай Панков публично высказался о том, что «мусорная реформа» превратилась в механизм отъема денег у граждан: «Володин вернул на доработку постановление Госдумы о работе министерства природных ресурсов и экологии. Спикер считает, что у нас люди ждут конкретных решений, а не просто констатации фактов. Что цены за мусор выросли в пять раз, услуга не обеспечивается качеством. Мусорная реформа превратилась в механизм выкачивания денег у населения. Депутаты единогласно вернули документ на доработку. Он признан не решающим проблему людей и отвергнут. Предлагаю и нашим областным министрам и депутатам встать на позицию защиты людей, а не отстаивать компании, не выполняющие свои услуги».

Похоже, чиновники Минприроды России забыли: «мусорная реформа» - это не просто смена игроков на рынке, когда вместо 10 тысяч фирм-однодневок пришли 200 региональных операторов, подавляющее большинство которых мыслят точно так же, как их предшественники.

Вряд ли кто-то сегодня вспоминает об основных приоритетах работы с отходами, которые были определены в российском законодательстве в 2014 году. Кто на федеральном уровне следит, чтобы 200 региональных операторов выполняли обязательства, взятые на себя в ходе конкурсов по их отбору? Ведь за каждым тендером, кроме десятков миллиардов рублей оборота, стояли конкретные обещания по строительству сортировочных станций, доведению использования отходов до определенных показателей, обновлению контейнерного и транспортного парков, организации раздельного учета отходов, их утилизации. Ничего этого нет.

Пока на федеральный уровень не вернется понимание смысла «мусорной реформы», пока в Москве не определятся с конкретными шагами на 3-5-летнюю перспективу, пока не начнет работать нормальный аналитический, методический и координационный центр, - мусорная реформа будет по-прежнему выглядеть как передел рынка, сопровождающийся ростом тарифов для населения.

Что самое интересное, субъекты Федерации готовы воспринимать руководящие поручения, знакомиться с лучшими практиками, оперативно решать возникающие на местах проблемы. Повсеместно из регионов приходят письма с запросами о дальнейших шагах, требованием разъяснений и просьбами «оказать содействие». Но в ответ - тишина. Хорошо, хоть не намекают, как областное руководство, - вывози и жги, а мы сделаем вид, что ничего не происходит!

Ничего не должно отпускаться на самотек, нужен тотальный контроль и эффективная поддержка центра.

Статьи