Вы здесь

Локатор нового аэропорта строили с техническими нарушениями

В редакцию ЦЖР «Медиаликс 64» обратился экс-начальник производственно-технического отдела ООО «Промышленная сервисная корпорация» («ПСК») Андрей Николаев. Бывший сотрудник компании, принадлежащей сыну директора Саратовского центра организации воздушного движения (структурного подразделения Филиала «Аэронавигация Центральной Волги») Александра Бокова, рассказал о том, как был втянут в сомнительную схему при строительстве радиолокационной установки на  горе Жарин Бугор.

В настоящее время Андрей Николаев судится с ООО «ПСК», обвинившим его в присвоении более полумиллиона рублей. По его мнению, компания «повесила» на него долг для того, чтобы сокрыть сомнительные с точки зрения закона финансовые схемы, в том числе, по уходу от налогов. Строитель, в свою очередь, обладает информацией, которая, как он считает, должна поставить под сомнение безопасность строящегося аэропорта.

В феврале 2015 года по итогам проведения открытого конкурса по выбору генподрядчика создания новой трассовой радиолокационной позиции на горе Жарин Бугор для нужд Саратовского Центра ОрВД (филиал «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») выиграло ООО «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал». Цена контракта составила 38 миллионов 241 тысяча 500 рублей, а срок исполнения обязательств - февраль 2016 года. Затем на конкурс было выставлено исполнение второго этапа работ стоимостью 41 миллион 980 тысяч рублей, и этот госконтракт также получило ООО «ЭЗОТ «Сигнал».

Далее победителем был заключены договоры субподряда. Примечательно, что одним из основных субподрядных организаций стало ООО ««Промышленная сервисная корпорация», учредителем и директором которого является сын директора саратовского центра ОрВД Александра Ивановича Бокова - Александр Александрович Боков. Тогда же, в феврале 2015 года в ООО «ПСК» устроился на должность начальника производственно-технического отдела герой нашей публикации Андрей Николаев.


Директор саратовского центра ОрВД Александр Боков

Как рассказал нашей редакции Николаев, в его обязанности как руководителя указанного отдела входил контроль над ходом строительства радиолокационной установки, однако по факту, в соответствии с указанием директора, полномочия начальника ПТО были значительно расширены. В частности, Александр Боков-младший попросил Николаева выплачивать «поденщину» рабочим, трудившимся на стройке. Для этого на кредитную карту Николаева переводились необходимые суммы, а по итогам выплат он от руки составлял отчеты для руководства. Такая двойная бухгалтерия в расчетах с рабочими, с участием начальника, отдела просуществовала в течение года.

«Уже потом я понял, что таким образом компания могла уходить от налогов, обналичивать деньги», - говорит Андрей Николаев, добавляя, что за год только через его руки - в обход официальной бухгалтерии - рабочим было передано более 700 тысяч рублей.

В декабре 2015 года Андрей Николаев решил, что называется,  «от греха подальше», уйти из ООО «ПСК» и начать собственный бизнес, но столкнулся с неожиданными препятствиями.

«Вначале мне не хотели подписывать заявление об увольнении, я подавал его два раза - 17 декабря и 31 декабря. После последнего меня все же уволили, но отказались отдавать на руки трудовой договор и трудовую книжку», - вспоминает Николаев. Для защиты своих прав он обратился с заявлением в прокуратуру города Саратова, которая переправила его жалобу в областную Гострудинспекцию. Однако в ГИТ ему сказали, что «ничем помочь не смогут», так как работают «только с работодателями, запрашивая у них документацию».

«Если, несмотря на мои жалобы, работодатель предоставляет документы, что у него все в порядке, то, заявили они, никаких мер реагирования предпринять нельзя! Получается, если работодатель подделал документы, ГИТ бессильна, все в его руках, - возмущается Николаев. - И мне пришлось обращаться в суд. Но и там отказались принять мое заявление, так как я не могу подтвердить наличие трудовых отношений!».

По мнению строителя, лишенного и трудовой книжки, и возможности отстоять свои права, проблемой стала его чрезмерная осведомленность о деятельности ООО «Промышленная сервисная корпорация».

Кроме нарушений финансовой дисциплины, имевших место в боковской компании, при строительстве радиолокационной установки на горе Жарин Бугор были многочисленные недоработки, которые в перспективе могут привести к выходу оборудования из строя, но на которые контролирующие структуры закрывали глаза.

«Для того, чтобы добиться лояльности контролирующих инстанций, мы регулярно возили подарки. Например, Александру Сушко - экс-руководителю административно-хозяйственного отдела филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в Самаре. Это делал главный инженер ООО «ПСК» Игорь Баландюков, он же руководил строительством и знал обо всех нарушениях. Думаю, что они просто экономили на этом строительстве», - рассказал наш собеседник.

Среди серьезных отступлений от нормативов при строительстве площадки под радиолокатор и подвода коммуникаций собеседник нашего издания назвал следующие:

«1) Во время монтажа кабель трассовой радиолокационной позиции был неоднократно поврежден, на него были установлены муфты. Нормы предписывают не более двух муфт на один километр кабеля. Но при строительстве локатора на горе Жарин Бугор было установлено пять муфт при протяженности кабеля 1 километр 100 метров. Это недопустимо. В любой момент эти муфты могут не выдержать и радиолокатор останется без электроснабжения;

2) Дорога к объекту выполнена в подпорных стенах. Есть такая технология. Внутрь бетонных стен насыпается щебень. Но когда дорога бетонировалась, лаборатория, контролирующая качество бетона, не приглашалась, что также является нарушением. При проведении бетонных работ положено делать отбор образцов для проверки зрелости бетона. Но у ООО «ПСК» договора с лабораторией не было, зрелость бетона никто не проверял. Эти бетонные стены уже рушатся, я могу показать это на месте. Компания просто экономила, а протоколы испытаний качества бетонной смеси потом, видимо, покупала.


Макет будущего аэропорта близ села Сабуровка

3) Дренажная система в целях удешевления проекта значительно упрощена. Несколько дренажных колодцев просто не сделаны. Кроме того, вместо дренажных труб «Перфокор» использовались трубы «Корсис». Это можно проверить даже по накладным. У этих труб много отличий, например, в наличии дренажных отверстий. Чтобы удешевить работы, отверстия в трубе рабочие прокалывали монтировкой;

4) Вместо дорогого нетканого полотна, без дополнительных согласований, для устройства несовершенных дренажных труб был использован более дешевый материал (плотность волокна материала не была соблюдена).

5) Емкости пожарных резервуаров выполнены по типовому проекту, но не специализированными компаниями. Испытания емкостей не были проведены, как положено по технологии;

6) Освещение позиции технологической площадки радиолокатора не соответствует проектному;

7) Трансформаторная подстанция, сам трансформатор был приобретен после ревизии, то есть, уже был в эксплуатации. Такие трансформаторы дешевле. Но у масляного трансформатора есть ресурс работы, он может выйти из строя раньше срока. Кроме того, по условиям контракта, все оборудование должно быть новым. Оборудование, бывшее в употреблении или после ревизии применять при новом строительстве нельзя.

8) Уплотнение грунтов не проводилось. Коэффициент уплотнения грунта для строительства должен быть 0,95. Для этого производится послойное уплотнение, каждые 20 см. Этого просто не делалось. Протоколов не существует, лаборатория не приглашалась. Если это все поплывет, объект может сильно пострадать».

Николаев рассказал, что неоднократно заявлял директору ООО «ПСК» о нарушении стандартов, писал служебные записки, но подозревает, что все они были затем уничтожены.

«С этого и начался мой конфликт с руководством ООО «ПСК». Были проверки управления государственного строительного надзора, на объект приезжал сотрудник министерства строительства и ЖКХ области Александр Балин. Он выдал предписание о том, что на объекте не организован строительный контроль. Руководство компании подсунуло ему мое удостоверение по проведению строительного контроля. Но, на мой взгляд, министерство просто закрыло на нарушения глаза, - рассказал уволенный строитель. - Посудите сами: строительством крупного промышленного объекта, стоимостью около 100 миллионов рублей занимается субподрядчик, имеющий в своем штате не более 10 человек, да и те - сотрудники бухгалтерии, сметчики и проектировщики».

Примечательно, что на потере трудовой книжки история взаимоотношений бывшего начальника ПТО и директора ООО «ПСК» не завершилась. В июле 2016 года «Промышленная сервисная корпорация» подала иск в Ленинский районный суд о взыскании с Николаева материального ущерба в размере 522 тысяч 832 рублей. «Когда меня увольняли, был проведен окончательный расчет. Никаких взаимных долгов и претензий на тот момент не было. Но потом они внезапно появились», - возмущается Андрей Николаев.

Как было указано в исковом заявлении, Николаев был включен в число сотрудников, которым осуществлялась выдача подотчетных денежных средств (согласно внутреннему приказу №8 от 1.07.2015). Со своей стороны Николаев должен был предоставить авансовые отчеты об расходовании денежных средств «не позднее срока, указанного в распоряжении на получение подотчетных сумм». Адвокат Николаева ссылался в суде на тот факт, что его подзащитный не был ознакомлен с приказом о выдаче подотчетных средств и тем более порядком предоставления авансовых отчетов, его подпись на документах отсутствует. Между тем, факт выдачи безотчетных денег рабочих могли подтвердить сами рабочие, но суд не пожелал выслушать их объяснения, и в итоге решение было вынесено в пользу ООО «Промышленная сервисная корпорация».

Статьи